Российское градостроительство находится сегодня в точке перелома, перехода к новому качественному состоянию, предоставляющему градостроителям России уникальные возможности и перспективы, реализация которых способна обогатить мировую практику градостроительства.
Переломный период в российском градостроительстве обусловлен сменой типа урбанизации, трансформацией ее источников и движущих сил, а так же кардинальным преобразованием социальной и ресурсной базы современного градостроительства.
Развитие градостроительного комплекса России должно получить государственный приоритет, обеспечить решение проблем жилища и обустройства в России, оптимизировать пространственное развитие городов, сел, поселений, их агломераций и групп агломераций, образующих национальную систему расселения, стать неотъемлемым компонентом развития, осуществляемого в контексте преобразования мировой системы, ее экономических, цивилизационных, демографических, оборонных структур и конфигураций.
Материал содержит подборку экспертных суждений о проблемах жилищно-коммунального хозяйства России, а так же классифицируют направления решения этих проблем (направления жилищно-коммунальной реформы).
Экспертные суждения относятся к 1997-2001 годам, однако их актуальность, как ни печально, сегодня нисколько не снизилась.
Концепция схемы территориального планирования развития Красноярской агломерации до 2020 года была разработана по заказу Администрации Красноярского края комплексным коллективом научно-исследовательских, консалтинговых, проектно-планировочных организаций (ГК "Мультигрупп" (г. Москва) – ведущая организация, генеральный проектировщик) в 2008-2009 гг.
Авторский коллектив:
1. Руководитель программы - Ю.Я. Назаров (Президент ГК "Мультигрупп")
2. Руководитель проекта - А.В. Халилеев (Исполнительный директор ГК "Мультигрупп")
3. Автор градостроительной составляющей концепции - Александр Кривов (Генеральный директор ЗАО "Национальный градостроительный институт")
4. Автор архитектурной составляющей концепции - Дмитрий Долгой (Генеральный директор ООО "Архитектурная студия KD").
5. Руководитель разработки системы управления проектами и бюджетированием Администрации Красноярского края - Юрий Волокитин (Президент ГК "Софтпром")
Архитектурно-градостроительная концепция технопарка республики Мордовия была разработана по заказу Правительства Республики Мордовия комплексным коллективом научно-исследовательских, консалтинговых, проектно-планировочных организаций (ГК "Мультигрупп" (г. Москва) – ведущая организация, генеральный проектировщик) в 2010-2011 гг.
Авторский коллектив:
Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве России более всего определяется «фактором износа» - срок службы построенных в советское время городов истекает – экономически, функционально и физически города изношены настолько, что жить в них становится не только затруднительно, но и опасно.
И фундаментальный вопрос «реформирования ЖКХ» в таком ракурсе распадается на множество конкретных вопросов реновации города, как экономической, социальной и технической системы («градостроительных вопросов»). Например, таких:
- какова экономическая целесообразность проживания населения в данном городе, местности, регионе, каким образом и сколько жители смогут в нем заработать?
- какова функциональность города для его жителей (объем инфраструктур, общественных и коммерческих услуг) и смогут ли горожане при текущих доходах ее оплатить?
- кто, будет заказчиком новой «среды жизнедеятельности населения», кто и каким образом будет ее проектировать и строить?
- насколько экономичной и технически совершенной будет новый российский город (район, поселение)?
- кто и из каких источников инвестирует строительство жилья и инфраструктур?
- как будет организована эксплуатация городской недвижимости, транспортных и инженерных инфраструктур?
- каким образом муниципалитет будет содержать социальные инфраструктуры и в каком объеме сможет оказывать общественные услуги?
В записке рассматриваются вопросы функционирования и развития рынка недвижимости, как макроэкономической среды, в рамках которой осуществляются процессы производства и потребления полезных свойств объектов недвижимости.
В качестве ключевого содержания рынка недвижимости рассматривается его институциональная инфраструктура, понимаемая как набор путей (механизмов) доступа участников рынка к ресурсам.
В статье предлагается рассмотреть базовый инструментарий формирования и развития институтов рынка недвижимости.
Калининградская область является эксклавом, который Россия стремится использовать не только в качестве транзитной и рекреационной территории, но прежде всего как вынесенный далеко на запад центр российской экономической активности и военного присутствия в пространстве ЕС и НАТО. Кроме того, область всегда будет фигурировать в качестве примера, представляющего образ и уровень жизни в Российской Федерации, ее культуру и степень осмысленности использования замечательного природно-географического образования с уникальной историей, доставшегося России ценой гигантских потерь в мировой войне.
Алгоритм формирования городской агломерации разработан ОАО "ГИПРОГОР" на базе опыта градостроительного планирования развития поселений и межселенных территорий
В качестве методического пособия по реализации алгоритма приводится Проект дорожной карты программы развития городской агломерации .
Зададимся вопросом: что может стать стратегической целью России в ХХI веке, программой развития на длительный срок, способной охватить во времени усилия ныне находящегося в активном возрасте и последующего поколений. Смысл такой программы должен иметь наглядный, конкретный, реально предметный характер.
Успех программы развития территории во многом определяется качеством управления ее ключевыми элементами - процессами, проектами, ресурсами и т.п.
Для нормального функционирования системы управления программой развития территории необходимо ее грамотно спроектировать.
Проектирование системы управления включает множество разнообразных задач, среди которых можно выделить три базовых блока:
1. целеполагание и разработка числовых метрик (индикаторов) достижения целей
2. проектирование сети процессов достижения целей и управления функционированием и развитием системы
3. моделирования структуры, функционала и интерфейсов информационной системы
В данном материале рассматривается опыт решения подобных задач на примере программ развития территории Красноярской агломерации и подготовки Олимпийских игр 2014 в г.Сочи.
В силу обстоятельств, о которых мы только что говорили, причислим к исходным условиям нашего разговора констатацию факта, что износ жилищного фонда многоэтажных панельных домов первых поколений их строительства в течение ближайших десяти лет приблизиться к 70 %.
Нам неминуемо предстоит почти полное обновление большей части российского жилищного фонда. Альтернативы такой масштабной и сегодня уже вынужденной задачи - нет.
Пока же жилищное строительство никак не организовано и, следует признать, происходит исключительно бессистемно.
Поэтому сегодня следует правильно определить стратегию и конечные результаты необходимого обновления.
Над Бектовским прудом, у пересечения Загородного шоссе с третьим транспортным кольцом находится Московская психиатрическая клиническая больница № 1 имени Н. А. Алексеева, известная в народе также как «Кащенка» или «Канатчикова дача».
Мы утверждаем, что каждая желающая семья в России через двадцать лет может жить в отдельном собственном поместье, построить себе и своим детям один или несколько домов.
И первым сословием России в 21 веке должны стать помещики – те, кто готов и способен в согласии и при помощи государства обустраивать собственное поместье.
Те, кто готов делать значительные усилия для того, чтобы создать просторные родовые дома и определить фамильные земли для своей семьи, детей и внуков. И принять законы, организовать всеобщую практику, которые позволят и побудят это сделать.
Каждому претенденту на роль аналитика в какой бы то ни было сфере экономики, прежде чем приступать к формулированию истин, которые обогатят в последствии отечественную теорию (а, может быть, даже и практику) экономических преобразований, не вредно бывает взглянуть на сложившиеся в данный момент тенденции развития подходов к этим самым экономическим преобразованиям.
А если еще и поразмыслить над опытом предшественников и принародно покритиковать их заблуждения, то глядишь, и найдется еще свободное место в бурном потоке научных теорий, взывающих соотечественников к лучшему будущему.
Исходя из подобных соображений, далее следующие рассуждения разделены на два части – диалектическую и прикладную.
В «диалектическом» разделе приводятся некоторые рассуждения на тему тенденций экономических преобразований прошлых «перестроечных» лет.
В прикладной части предпринимается попытка выработки некоторой общей схемы реформирования практики вовлечения в экономический оборот прав на ресурсы территории вообще и прав на недвижимое имущество, как основной ресурс территории в частности.
Отдельное спасибо хочется сказать Ростиславу Исааковичу Капелюшникову, чьи статьи о теории прав собственности и неоинституционализме послужили отправной точкой для значительной части нижеследующих рассуждений.
Государственная политика содействия реформированию ЖКХ и развитию жилищного строительства, реализуемая сегодня совместными усилиями федеральных министерств и государственных корпораций и фондов, не отвечает интересам основной массы населения страны и находится в противоречии с долгосрочными интересами государства и бизнеса.
Главная причина неадекватности государственной реформаторской активности в жилищной сфере заключается в том, что в качестве ключевых драйверов развития выступают централизованные федеральные институты, изначально ориентированные на сотрудничество с региональными чиновничье-девелоперскими олигополиями, нежели на удовлетворение потребностей и ожиданий рядовых граждан.
Непрерывное скольжение вниз по шкалам почти всех международных рейтинговых показателей развитости не прибавляет стране чести, которая начнет реально прирастать только вслед за ростом экономики, уровня и качества жизни, развитием их базовых компонентов, среди которых жилищу и состоянию среды обитания принадлежит одно из главенствующих мест.
Когда концепция развития территории подготовлена, ее необходимо презентовать ключевым выгодоприобретателям - руководству органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ, ученым, архитекторам, девелоперам и прочим, чьи интересы она затрагивает .
И какой бы продуманной и обоснованной концепция не была, отношение к ней зависит от качества ее презентации .
Приводимая аудиозапись доклада о концепции развития Красноярской агломерации до 2020 года была сделана в январе 2009 года в Сибирском Федеральном университете.
Каждый раз, прежде чем говорить о содержании и конкретных формах поместно-усадебной урбанизации и ее возможных градостроительных интерпретациях, следует сначала вдуматься в такой особый и непростой предмет как градостроительство. Градостроительство представляет из себя систему инструментов и уникальную исторически сложившуюся профессию, дающую использующему ее субъекту мощные проектные, нормативные, расчетные средства и знания.
Федеральная жилищная политика призвана сформулировать стратегический уровень представления о методах решения жилищной проблемы в стране, исходя из системной экспозиции и оценки влияющих на нее факторов.
Урбанизация есть способ и формы жизни в городах и процесс вовлечения в него негородского до того населения. Это, безусловно, всемирно-исторический феномен, особенно стремительно набравший силу в ХХ столетии. Градостроительное обеспечение этого процесса может быть самым разным, но оно обязательно отразит специфику тех условий, в которых протекает урбанизация в конкретной стране и времени.
Самым страшным врагом любого большого и серьёзного дела являются удобные, быстрые и увлекательные решения, которые, к сожалению, легко соблазняют управленца и заводят дело, фирму, систему, страну и мир в тупик.
Тупики, как правило, тесно связаны либо с инерцией – готовностью ничего принципиально не менять, плыть по течению, либо с упрощением и примитивизмом, то есть судорожными попытками найти панацею и решить фундаментальные проблемы одним махом.
В связи с вступлением в силу закона «О техническом регулировании», начинают действовать его положения о прекращении действия нормативных и иных актов, избыточных по отношению к условиям обеспечения безопасности. В связи с этим требуется пересмотр генеральных планов городов и документов технического регулирования, на основании которых разрабатываются генеральные планы
В сфере управления российскими программами градостроительного (комплексного) развития территорий наметились качественные изменения.
Благодаря реализованным в последние годы мегапроектам (Сочи-2014, Владивосток-2012 и т.п.), в данной предметной области сформировалась критическая масса градостроительных, организационных и информационных технологий и компетенций.
В повестке дня – неизбежный и скорый переход от разрозненных практик организационного развития, программно-целевого и проектного управления к единому подходу, унифицированному и оптимизированному по ключевым параметрам – методологии управления, архитектуре управляющих систем, средствам разработки и выполнения автоматизированных процессов и т.п.
Наибольшая готовность к такому объединению наблюдается в сфере систем управления программами комплексного развития территорий, развернутых в ходе подготовки и проведения крупных международных проектов – таких, например, как мегапроект подготовки и проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г.
Города, унаследованные нами от СССР, стали нам малы.
На их дорогах не протолкнуться от наших автомобилей. В их дворах негде играть нашим детям. В них часто уже нечем дышать.
Более того - ветхость городских инфраструктур превышает все мыслимые и немыслимые пределы, а многие дома, в буквальном смысле, вот-вот рухнут нам на головы.
А новая, современная и безопасная городская среда сама по себе как-то не возникает.
Выясняется, что каждую ее деталь нужно придумывать и кропотливо мастерить самим.
А ведь массовое градостроительство[1] нам не в новинку.
Вообще-то, как нация покорителей космоса, мы производили города, как горячие пирожки.
Так почему же сегодня, при крайней востребованности новой, современной «среды жизнедеятельности», она массово и повсеместно нами не строится?
Какие советские градостроительные компетенции, силы и средства мы утратили?
Можно ли их восстановить в новых, уже российских условиях?
И нужно ли восстанавливать именно их?
Устойчивое функционирование и развитие социально-государственной общности Российской Федерации возможно лишь при улучшения жилищных условий и среды проживания граждан, что обеспечивается ростом общего объема жилищного фонда соответствующего состава и среднего показателя жилобеспеченности, распределяемого по нескольким социальным группам: высшая, высокая, средняя, минимально обеспечиваемая конституционно. Средний показатель для средней группы должен иметь рост по отношению к существующему показателю, который не подразделяется сегодня структурно.
Геополитика стала сегодня чуть ли не самой модной наукой. Геополитика пришла на смену психоанализу.
Даже дети знают про то, что «морские» и «сухопутные» державы изначально вынуждены противостоять друг другу, что в центре Евразии – где-то в районе Алтая - находится «сердцевинная земля» (Heartland), за которую неустанно воюют все главные силы на Земле…
Основное назначение Национальной градостроительной доктрины Российской Федерации – сформировать целостную, четко выраженную позицию государства по политике пространственной организации территории Российской Федерации, развития городов, сел, агломераций и мегаполисов, характера воздействия на динамику процессов урбанизации, миграции и расселения, которые содействовали бы процветанию и приумножению российского народа в условиях глобализации экономики.
Более известного словосочетания, чем «реформа ЖКХ» найти трудно. Но известность эта скорее печального образа.
Например, у меня лично реформа ЖКХ устойчиво ассоциируется:
- с бесконечной борьбой с ветхостью и бесконечными же авариями…
- с мутной водичкой, в которой не ловит рыбку только ленивый…
- с неумолимым удорожанием воды, света, тепла и жизни вообще…
Градостроительство как область деятельности призвано заниматься вопросами территорий во множестве аспектов. Термин “градостроительство” стал в России традиционно обозначать всю практику территориального планирования, развития и обустройства всех типов территорий.
Российская государственность всегда опиралась на градостроительство как на важнейший фактор закрепления своего территориального и государственного устройства, завершая многие исторически ключевые события мощными градостроительными действиями.
Государственная политика содействия реформированию ЖКХ и развитию жилищного строительства, реализуемая сегодня совместными усилиями федеральных министерств и государственных корпораций и фондов, не отвечает интересам основной массы населения страны и находится в противоречии с долгосрочными интересами государства и бизнеса.
Главная причина неадекватности государственной реформаторской активности в жилищной сфере заключается в том, что в качестве ключевых драйверов развития выступают централизованные федеральные институты, изначально ориентированные на сотрудничество с региональными чиновничье-девелоперскими олигополиями, нежели на удовлетворение потребностей и ожиданий рядовых граждан.
Вопрос редакции:
Какими должны быть современные социальные объекты и городская среда для того, чтобы обеспечивались качество жизни и соответствие потребностям современного общества?
Экспертное суждение:
Состояние существующей в России городской среды, по моему мнению, более всего определяется фактором износа — срок службы множества построенных в советское время городов истекает.
Экономически, функционально и физически они изношены настолько, что жить в них становится не только затруднительно, но зачастую еще и опасно.
Реновация же города как экономической, социальной и технической системы, производящей необходимое для жителей качество жизни, чрезвычайно сложна и включает в свой состав множество взаимосвязанных вопросов из разнообразных предметных областей.
В чем же специфика России? Что может стать основанием для ее долгосрочной национальной стратегии развития в мире конфликтующих цивилизаций и конкурирующих производителей, в мире геополитической борьбы за территории, природные ресурсы, межконтинентальные инфрастуктуры и коммуникации?
Как мы видим, Российская Федерация получила от РСФСР и СССР не только безусловные достижения, но и все проблемы, обусловленные спецификой советского периода и самого социалистического градостроительства.
Так, только для сохранения существующего уровня жилищной обеспеченности населения страны, в том, старом панельном фонде, темпы его капитального ремонта должны соответствовать по объемам массовому вводу жилья и систем жилищно-коммунального хозяйства в 60-80-е годы. Однако этого, как мы постарались показать, произойти не может и из эксплуатации по абсолютно объективным причинам будет выводиться огромный объем потерявших ремонтопригодность зданий и объектов инфраструктуры, построенных в 50-е – 60-е годы прошлого века.
Презентация концепции развития Красноярской агломерации до 2020 года подготовлена по заказу Администрации Красноярского края. Проведена на Красноярском экономическом форуме 15 января 2009 г.
1. Руководитель проекта - Юрий Назаров - Президент ГК "Мультигрупп" (г.Москва)
2. Автор градостроительной составляющей концепции - Александр Кривов , Генеральный директор ЗАО "НАциональный градостроительный институт"(г.Москва).
3. Автор архитектурной составляющей концепции - Дмитрий Долгой, Генеральный директор Архитектурной студией KD (г.Москва).
В России происходит переход к характеру развития, подразумевающему равноправный диалог субъектов хозяйственной деятельности и социальных процессов. Взаимодействие субъектов градостроительной деятельности – одной из наиболее сложных по диапазону решаемых вопросов и многообразию участников правовых отношений, требует отчетливого выявления системы их правовых отношений.
Материал опубликован в журналах "Коммунальщик" (№10-2014) и "Городское управление" (№11-2014)
Вниманию наших читателей предлагается достаточно неожиданный взгляд на реформирование ЖКХ. Тем не менее, приводимые автором суждения в острой дискуссионной форме затрагивают ряд ключевых проблем и перспектив городского развития, а потому дают обильную пищу для размышлений. На базе непредвзятого анализа практического опыта автор делает вывод о целесообразности кардинального изменения подхода к реформированию ЖКХ и необходимости запуска новой формы массовой инвестиционной активности населения – «гражданского градостроительства», обеспечивающего создание «ЖКХ нового поколения», технически и экономически адекватного новым социально-экономическим реалиям.
"Градостроительная революция" выглядит непривычным сочетанием слов. Но другого способа показать действительно необходимые, во-многом вынужденные и гигантские по масштабам изменения в сложившемся и ставшим привычным способе жизни - нет.
АДРЕС УЧАСТКА: *****
ЗАКАЗЧИК: *****
Объект исследования: Земельный участок общей площадью около …га, расположен по адресу: Московская область …
Цель исследования: Реализация девелоперского проекта, разработка концепции развития территории на основе проведенных анализов местоположения и привлекательности территории, анализа рынка загородной недвижимости Московской области
Понимание неизбежности и даже вынужденности радикального изменения подходов к жизнеобустройству населения невозможно без знания текущей ситуации в России.
На сегодня у нас сохраняется достаточно приемлемый количественный показатель средней жилищной обеспеченности на человека – 19,7 квадратных метров (кв.м) общей площади. Хотя, для сравнения, в Норвегии он равен 74 кв. м, во Франции – 43 кв. м, в Чехии – 28 кв. м, а на Украине – 26 кв. м.
Однако на этот показатель Российская Федерация вышла за несколько десятилетий активнейшего жилищного строительства в составе СССР.
В настоящее время основной проблемой градостроительства, влияющей на инвестиционную практику в целом, является критическое отставание деятельности по территориальному планированию на всех уровнях ответственности, предусмотренных законодательством – федеральном, субъектов федерации, муниципальном.
НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
ТРЕТЬЕ СЛОВО НА БУКВУ «К» (Концепция всеобщего качества. Отступление о господствующих абстракциях. Качество, коммунизм и капитализм. Всеобщее качество - от слов - к действию)
КТО ВИНОВАТ (Список Шиллера. Две разновидности любвеобильности. О любви в мирах труда и капитала. О любви «по-русски»)
ЧТО ДЕЛАТЬ (Что сделано. Что делается. Что предстоит)
Для решения современной жилищной проблемы России нужна госпреобразующая форма общенационального усилия. Это, по сути, обратная постановка задачи. Для начала необходимо максимально раздвинуть разрешительный коридор действий в жилищно-градостроительной сфере и приступить к действиям по ее модернизации, а затем под обеспечение этой деятельности подстроить политический и государственный строй.
Восстановление и развитие России невозможно только в виртуальном плане: образов, дискуссий, выборов, лозунгов и визитов. Необходима кардинальная материальная трансформация поверхности наших просторов, достоверное преображение страны по законам истины, добра и красоты. Мы должны деятельно и преобразовательно отнестись к природе нашего жизнебытия и, не ломая уклады и традиции, переорганизовывать и перевоссоздавать собственное пространство.
Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, увольняемых в запас, прорабатываются сегодня весьма тщательно и в этом направлении предприняты важные необходимые шаги. С целью дальнейшего приближения к их практическому решению предлагается рассмотреть несколько дополнительных моментов, которые связаны с использованием как сложившихся, так и некоторых новых методов и подходов.
Состояние жилищной сферы – важнейшего социального компонента основных фондов страны – может сегодня быть охарактеризовано как проблемное. Низкие показатели средней жилищной обеспеченности граждан, технического состояния жилища, неблагоприятные изменения структуры жилого фонда при растущей доле ветхого и аварийного фонда, близкая к критической амортизация систем жилищно-коммунального хозяйства и ряд других подобных факторов говорят об этой реальности.
В 1998 году была разработана Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы. В ее составе входит Подпрограмма хозяйственного освоения зоны БАМ на 1998-2005 годы, разработанная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 728 «О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Подпрограмма содержит перечень объектов, подлежащих первоочередному освоению, строительству и реконструкции.
Что такое "концепция развития территории" - давно уже не секрет.
Гораздо более тонкий вопрос - как такая концепция создается, каким образом структурируются ее основные положения, как они складываются в целостную картину будущего.
В данном материале приводится аудиозапись установочного совещания разработчиков концепции развития Красноярской агломерации до 2020 года, проведенного в 2008 году, на котором были озвучены ее ключевые положения.
В дальнейшем приведенные в аудиозаписи тезисы концепции легли в повестку дня серии совещаний с руководством Администрации Красноярского края, города Красноярска, архитектурно-строительным, научным, бизнес-сообществами, СМИ и прочими заинтересованными сторонами.
Позиция государства в его деятельности по развитию градостроительства базируется на ряде основополагающих принципов, проведение которых в жизнь позволит перейти к новому качеству жизни населения России.
Собственно наша задача и состоит в том, чтобы предложить контуры урбанизационно-градостроительной реформы, представить и закрепить основы ее содержательного ядра. Люди должны знать, что выработан определенный взгляд на то, как могут развиваться события. Программа поместной урбанизации – это сценарий благоприятного и активно созидаемого будущего.
Чем больше общаешься с профессионалами различных областей науки и практики, тем сильнее убеждаешься в совершенной невозможности для России выбраться, выползти или выпрыгнуть (кому как нравится) из той ямы или даже «чёрной дыры», в которой она оказалась.
Профессионалы, за плечами которых уникальные знания и опыт, всегда дотошно и изящно покажут, что время гигантских советских проектов прошло, что крупномасштабные и системные действия в стране сегодня невозможны.
Ключевыми задачами такой поддержки являются:
Проект "MONE" (Мобильная Neдвижимость) инициирован в целях содействия возникновению и развитию в России рынка парков мобильных домов – ландшафтных комплексов, предназначенных для размещения мобильных домов, на селитебных, рекреационных и иных территориях с целью временного или постоянного проживания людей.
Проект предполагает привлечение к решению этой задачи ключевых интересантов MONE-рынка – землевладельцев, производителей мобильных объектов и владельцев сервисов и инфраструктур, регуляторов и, естественно, его главных бенефициаров - "активных горожан", стремящихся расширить функциональную и географическую мобильность своих «жилищных» активов.
Наша жизнь представляет собой таинственное для нас единение предопределенных, вытекающих из прошлого начал наших действий, и событий, приходящих неожиданно, нежданно, непредугадываемо, возникающих как будто ниоткуда. Никакие аналитические инструменты не могут преодолеть эту принципиальную неопределенность, непредсказуемость, открытость судьбе каждого из нас в отдельности и каждого из человеческих объединений природного или организованного толка.
Меня, прожившего свой век в России, не оставляет вопрос: что же случилось с моей страной, как произошла подмена одного, казалось устоявшегося, представления и о ней, и о народе, в ней живущем, на совсем другое.
Какое же? Да вот - самое первое.
Мы, то есть я сам, люди которые меня окружали и о которых я знал, в подавляющем большинстве своём ощущали себя включенными в общность – народ, страну, государство, – которая была на крайнем, на переднем рубеже развития человеческой цивилизации. Пусть даже с многими очень и очень неудачными действиями, колоссальными издержками и потерями, ригидностью власти, но с совершенно очевидной судьбой первооткрывателей, с исторической ролью самостоятельной силы, активной и наступательной.
Национальный проект создания доступного и комфортного жилья предполагает необходимость постоянной проработки и коррекции стратегического уровня решения жилищной проблемы в стране, исходя из системной оценки влияющих на нее факторов.
"Социально-градостроительная революция" выглядит странным сочетанием слов. Встроенным в сложившуюся практику смешения всего и вся в нашем стремительно меняющемся мире. Но другого способа показать действительно неразрывную связку этих двух сторон нашей российской действительности - не вижу. Когда нечто "социально", оно видится затрагивающим многих, большинство, а так или иначе - вообще почти всех людей. Устанавливается признак массовости, всюдности, который может получить поддержку этих многих и стать их общей идеей социального действия.
Рост числа природных эксцессов и катастроф, связанных с глобальным изменением климата, сопрягается в нашей стране с увеличением вероятности техногенных отказов и аварий, вызванных почти полным отказом государства и муниципалитетов от стабильных капитальных вложений в модернизацию и развитие технических инфраструктур городов и территорий.
Концепция схемы территориального планирования развития Красноярской агломерации до 2020 года была разработана по заказу Администрации Красноярского края комплексным коллективом научно-исследовательских, консалтинговых, проектно-планировочных организаций (ГК "Мультигрупп" (г. Москва) – ведущая организация, генеральный проектировщик) в 2008-2009 гг.
Авторский коллектив:
1. Руководитель программы - Ю.Я. Назаров (Президент ГК "Мультигрупп")
2. Руководитель проекта - А.В. Халилеев (Исполнительный директор ГК "Мультигрупп")
3. Автор градостроительной составляющей концепции - Александр Кривов (Генеральный директор ЗАО "Национальный градостроительный институт")
4. Автор архитектурной составляющей концепции - Дмитрий Долгой (Генеральный директор ООО "Архитектурная студия KD").
Планшеты были подготовлены для презентации Концепции схемы территориального планирования развития Красноярской агломерации до 2020 года на Красноярском экономическом форуме в январе 2008 г.
Существующая система имущественных налогов для юридических лиц тормозит инвестиции, делает невыгодным обновление основных фондов предприятий-производителей. Платежи за землю нестабильны, ставки налога и арендной платы меняются практически ежегодно, что затрудняет расчеты экономической эффективности инвестиционных проектов, особенно средне- и долгосрочных. Существенная разница в налогообложении имущества юридических и физических лиц стимулирует искусственное снижение налогового бремени путем переоформления объектов на физических лиц.
Под национальной системой расселения РФ в рамках представления о пространственной организации страны, ее территориальной структуре, понимается глобально и национально воспринимаемая целостность взаимодействующих друг с другом расселенческих образований всех форм и размерности – городов, поселений, их агломераций, систем расселения всех масштабов и генезиса, объединяемых в этой целостности географическим положением, государственными, административно-территориальными границами и системой инфраструктур, включая управленческую.
Летом-осенью 2014 г. в российский прокат выходит фильм А. Звягинцева «Левиафан»: рассказ о столкновении частного человека с государственной машиной, где человек чувствует себя раздавленным её жерновами. Героя фильма Николая с семьей гонят из дома, где жили его деды: участок на берегу залива понадобился местному мэру для строительства очередной резиденции. Николай пытается сражаться за свои права ‑ и сталкивается с типичной проблемой нашей жизни: у мэра всё «схвачено», и рядовой человек бессилен. Качественный сценарий и великолепная съёмка заставляют не только два с лишним часа сопереживать, но и напряженно думать и вершить собственный (зрительский) суд над происходящим.
Не меньшая по накалу страстей драма разворачивается в местном самоуправлении. Только здесь вместо мэра выступают Президент РФ и «Единая Россия» (естественно, более цивилизованные, чем мэр в «Левиафане»), вместо участка земли ‑ одна из основ конституционного строя России, а вместо Николая – независимые эксперты.
Предмет статьи –третья гарантированно провальная муниципальная «реформа». Точнее, обстановка юридического и экономического беспредела, лжи, непрофессионализма и чувства полной безнаказанности, которые сопровождают действия федеральных властей в этой сфере. Изложение сосредоточено на трёх важных моментах: причины, незаконность и непрофессионализм действий Президента РФ и «Единой России» в сфере местного самоуправления.
Наше знакомство с учёными-градостроителями продолжает интервью с академиком Международной академии архитектуры, лауреатом Государственной премии РФ, Президентом АНО "Национальное градостроительное общество", научным руководителем ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Александром Сергеевичем КРИВОВЫМ.
- Александр Сергеевич, в советское время ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» был известен на всю страну под названием «ЦНИИП Градостроительства». До сих пор не все знают, что наш институт и знаменитый ЦНИИПград – это один и тот же бренд. Очень интересно узнать детали истории нашего института от ученого, чья трудовая биография давно и плотно связана с ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России».
Разработано по заказу Министерства экономического развития РФ и Министерства регионального развития РФ комплексным коллективом научно-исследовательских, консалтинговых, проектно-планировочных организаций (ОАО «Гипрогор» (г. Москва) – ведущая организация, генеральный проектировщик) в 2008-2009 гг.
Авторский коллектив:
1. Руководитель комплекса обоснований, программно и проектно-планировочных разработок - М. Ю. Грудинин, (ОАО «Гипрогор»).
2. Проектно-методическое руководство И. М. Шнайдер (ОАО «Гипрогор»).
3. Руководитель и главный инженер проекта планировки С. И. Бычков (ОАО «Гипрогор»).
4. Главный архитектор проекта планировки - К. Ф. Неустроев (ЦНИИПГрадостроительства РААСН).
5. Научное обоснование формирования ТНОЦ Л. А. Барщ (ГИПРОНИИ РАН).
6. Программное обоснование формирования и развития ДВФУ - И. В. Соппа (ДВГУ)